Haval H9 даже не с первого взгляда можно спутать с Toyota Land Cruiser Prado в легком тюнинге. Надо внимательно присматриваться, а лучше заглянуть в салон, чтобы выявить «неоригинал». Так стоит ли разоряться на «японца», если окружающие будут думать, что вы купили настоящий Крузер?
Если бы права получали в 14 лет вместе с паспортом, то за покупку Haval H9 можно было бы серьезно «огрести». Слышали что-нибудь о подростках-«кежуалах», или, как их еще называют, кежуальных хулиганах? Носящие только «фирму́» тинейджеры избивают сверстников в поддельной одежде. Я серьезно! Эти «кежуалы» стаями шляются по людным местам и проверяют шмотки. Надел «левак» — получи «в пятак»! К счастью, с возрастом интересы меняются даже у самых «отмороженных» тинейджеров. И хотя драки на дорогах возникают сплошь и рядом даже по более идиотским поводам, вряд ли покупателям Хавейлов грозит перспектива «ответить за тачку». Давайте разберемся с реальными возможными неприятностями.
У себя на родине Haval H9 дебютировал в 2014 году. Через год Н9 вышел на российский рынок, а прошлой весной обновился и обзавелся дизелем, правда, до нас рестайлинг доехал только к концу года. Тогда же в России появился и «помолодевший» Toyota Land Cruiser Prado актуального, четвертого поколения, которое выпускается с 2009 года
Марка Haval принадлежит хорошо известной российскому потребителю компании Great Wall, которую в нашей стране постигла сложная судьба. Материнский бренд покинул рынок с наступлением кризиса — не удалось договориться с местным импортером «Ирито». Но китайцы решили сделать второй подход к снаряду, импортируя автомобили без посредников. Новый бренд, новая модельная линейка, ну а главное — Haval метит в более крутую категорию, чем модели Great Wall. Внедорожник H9 — флагман марки Haval — соблазняет качественной сборкой, окраской, а главное, очевидным сходством с Toyota Land Cruiser Prado. И эти модели попадают в близкие ценовые категории. Haval H9 с 2,0-литровым турбодизелем (190 л.с.) в единственной, богатой комплектации Elite стоит 2 489 900 рублей. Цены на дизельный Toyota Land Cruiser Prado (2,8 л, 177 л.с.) — от 2 975 000 руб.
В подетальном копировании кузова китайцев не обвинишь, но по силуэту Haval H9 очевидно, какой моделью вдохновлялись дизайнеры и конструкторы. Prado угадывается безошибочно, хотя какой-то странный, будто машину одного из прошлых поколений обвесили тюнинговым пластиком. В некоторых ракурсах отличия «китайца» от «японца» надо искать с лупой.
Toyota Land Cruiser Prado (длина 4840 мм, колесная база 2790 мм) на 16 мм короче Haval H9 (длина 4856 мм, колесная база 2800 мм), но разница в базе — всего 10 мм, у «китайца» длиннее бамперы
Создавая салон, китайцы не ограничивали себя цитированием одного источника. Общая архитектура чем-то напоминает RAV4, селектор АКПП явно подсмотрели у Audi, шайбу переключения режимов трансмиссии вместе с окружающими ее пиктограммами позаимствовали у Land Rover. Однако к качеству сборки не придерешься, да и материалы недешевые.
Кресла Haval H9 обтянуты кожей наппа, пластик везде мягкий — интерьер богат, но дизайн не самый современный
Приборку будто врезали в более крупный щиток от другой модели — сверху между козырьками остались контрольные лампы, а дисплей с виртуальным спидометром «налепили» на остатки стрелочных приборов. Впрочем, графика насыщенная, а информацию считывать несложно. Селектор АКПП в стиле Audi неудобен. Кнопка «паркинг» — под ладонью. Чтобы нажать ее, приходится снимать руку с рычага, усилие на кнопке порядочное
Дверные карты очень мягкие, приятно положить руку, а вот кнопки стеклоподъемников грубоваты. В крыше большой люк, подсветка салона — диодная. Руль ухватистый, подогрев мощный, только ребристые «бобышки» управления меню и громкостью неудобны — скользят пальцы
Салон Toyota в чем-то консервативен, но разработчикам внутреннего пространства Land Cruiser Prado удалось создать более цельный и сдержанный образ. А вот у Хавейла — роскошь напоказ. Центральный тоннель покрыт бликующим «пластмассовым деревом», им же украшено торпедо, по бокам от экрана медиасистемы гордо сияют окантовкой под металл огромные сопла системы обдува. Некоторые детали вызывают недоумение: на вершине центральной консоли давно устаревший «внедорожный набор» — альтиметр, барометр, компас и креномер. Но блок управления климатом, в отличие от Prado, обделили собственным дисплеем. Кнопки подогрева сидений не включают подогрев, а вызывают на экран меню управления этой функцией, после чего нужно «жать» пиктограммы на тачскрине. При включении задней передачи появляется изображение с единственной камеры заднего вида (у конкурента — система кругового обзора) и зачем-то — значки парковочного ассистента, который на деле ничем не управляет. Проблемы с русификацией окончательно не решены. Очевидные «косяки» вроде «килом к пустоте» подправили, но запас смешных несуразиц в недрах меню не исчерпан. Нелепо выглядит псевдографика вроде обозначения угла поворота колес, они у машинки на экране всегда повернуты в одну сторону, положение руля отражается цифрами — в градусах. Нажимать кнопку «P» на рычаге трансмиссии неудобно, если уж решили «закосить» под Европу, могли бы сделать перевод в парковочный режим автоматическим — при открытии водительской двери.
Картинка с единственной камеры Haval H9 не из лучших, странные значки справа — совершенно бесполезный парковочный подсказчик. У задних пассажиров собственный климатический блок и подогрев сидений — с одной кнопкой на весь диван. Секрет гробовой тишины в салоне по-китайски: наглухо забить «шумкой» все полости, включая боксы для инструментов
Профиль китайского кресла подходит не каждой европейской спине, но посадка достаточно удобна, можно записать в память целых три положения. Настройки руля — механические. Чтобы на галерке уместился взрослый пассажир, средний ряд надо двигать вперед очень далеко, но в результате будет неудобно на обоих рядах. За третьим рядом в багажнике Haval H9 едва уместится дамская сумочка, подиум галерки увеличивает погрузочную высоту. Объем грузового отделения в семиместной конфигурации — 112 л. Если сложить третий ряд — 747 л, а если убрать и второй — то 1457 л
Таких досадных мелочей многовато, но отлови китайцы всех «блох», и кроме по-азиатски помпезного декора в салоне Haval H9 было бы практически не к чему придраться. Посадка за рулем удобна, водительское кресло имеет полный набор электроприводов и память, второй ряд как в Тойоте — просторный, с собственным «климатом». На третьем ряду, потеснив середину, худо-бедно, но все же может устроиться и вытерпеть пару десятков километров взрослый пассажир. Кстати, отказаться от третьего ряда нельзя, он по умолчанию входит в единственную для Haval H9 комплектацию Elite.
Дизайнеры Toyota Land Cruiser Prado наконец-то нашли свой стиль, торпедо впечатляет, но не давит монументальностью
Стрелочные приборы Прадо читаются легко, но шрифт на дисплее мелковат. Японский внедорожник информирует только о давлении в колесах, «китаец» же показывает еще и температуру. Управление «климатом» в рестайлинговых машинах перевели на кнопки, медиасистема хорошо звучит, но немного «подтормаживает» при изменении громкости. Деревянные вставки на руле скользкие. Управлять «мультимедийкой» с «баранки» удобнее, чем в Haval
Дверной подлокотник Тойоты узковат, кнопки памяти, в отличие от Haval, не в слепой зоне, запомнить можно два положения водительского кресла. Люк в крыше — привилегия топовой комплектации «Люкс Safety». Места для мелочей на центральном тоннеле мало, крутилки многоступенчатого обогрева и вентиляции передних сидений очень удобны. «Ручник» по-прежнему механический (у Haval управляется кнопкой)
В Toyota Land Cruiser Prado в топовой комплектации Luxe Safety бликующих поверхностей меньше, а опций — больше. Руль, позаимствованный у Land Cruiser 200, имеет электрорегулировки. Передние кресла не только с подогревом, но и с вентиляцией. Кроме того, есть четыре камеры кругового обзора и адаптивный круиз-контроль, а ветровое стекло обогревается по всей площади.
За рулем в Тойоте удобнее — профиль передних кресел лучше, хотя принципиальных различий в посадке с Хавейлом нет. Интересно, что у Н9 рукоятки на всех стойках крыши и потолочные дефлекторы расположены в тех же местах, что у Тойоты.
Нам достался Прадо с пятиместным салоном, но сравнивать простор на третьем ряду все равно смысла мало: и так ясно, что в семиместной модификации Тойоты на галерке будет так же тесно, как в Haval. В этом классе внедорожников чудес ждать не приходится.
У японского внедорожника, в отличие от Хавейла, середина спинки второго ряда опускается отдельно, освобождая пространство для длинномеров. В остальном багажные отделения похожи: в правой стенке — розетка на 220 вольт, пятые двери открываются в одну, «неправильную» для нас сторону, только наборы инструмента в дверных боксах отличаются (в Хавейл положили пассатижи).
В арсенале Prado — четыре камеры, есть вид сверху, можно менять точку обзора. Блок управления «климатом» второго ряда в Тойоте намного функциональнее китайского, а вот розеток маловато. Стекло багажной двери открывается отдельно, боксы для инструментов аккуратнее (без пристеганной степлером «шумки», которая есть у Haval)
Посадка водителя в Прадо удобнее, руль настраивается с помощью электроприводов. Во втором ряду просторно, спинки передних сидений сзади вогнуты, пространства для ног больше. Объем багажника пятиместного Прадо — от 621 до 1934 литров. У семиместной версии от 104 до 1833 литров — на 376 литров больше семиместного Haval H9
Жаль, что японский мотор в Поднебесной не скопировали так же старательно. 2,8-литровый дизель с одной турбиной (177 л.с.) разгоняет Prado до 100 км/ч за 12,7 секунды. Китайский 2,0-литровый дизель с двумя турбинами по паспорту выдает 190 л.с., однако данных по динамике и «максималке» производитель не приводит и, надо полагать, неспроста. Во всяком случае по ощущениям Haval H9 разгоняется не быстрее Тойоты, а педаль газа у него так сильно задемпфирована, что лучше не пытаться проскочить перед кем-нибудь на перекрестке.
8-ступенчатый «автомат» ZF на Haval тоже ведет себя странно: при переключениях между нижними ступенями иногда чувствуются заметные рывки. На разгоне передачи меняются задолго до того, как стрелка тахометра доберется до границы «красной зоны». Ни включение спортивного режима, ни переход на «ручное управление» почти не оказывают влияния на поведение коробки. Похоже, эти опции здесь только для галочки.
2,0-литровый дизельный мотор GW4D20T оснащен битурбонаддувом BorgWarner R2S. Одна из турбин работает на малых оборотах, вторая подключается на высоких, поэтому «турбояма» почти не чувствуется. Средний расход — около 13 литров на 100 км
У Haval H9 отличная шумоизоляция, мотора почти не слышно даже на разгоне, спокойно разговаривать удается на любой скорости
В автоматической трансмиссии Toyota Land Cruiser Prado на две ступени меньше, но это — не недостаток в сравнении с китайской коробкой. Поведение японского «автомата» стабильно, рывков при переключениях нет, разница между обычным и спортивными режимами очевидна: в «драйве» коробка в меру «задумчива», в «спорте» реагирует на газ быстрее, передачи меняются позже, обороты держатся выше.
У Prado постоянный полный привод с межосевым самоблокирующимся дифференциалом Torsen, он обеспечивает стабильное поведение на разгоне. В Haval H9 вместо классического межосевого дифференциала использована кроссоверная многодисковая муфта BorgWarner, подключающая переднюю ось при пробуксовке. Степень ее блокировки зависит от выбранного режима. При резком ускорении Н9 виляет задом, если покрышкам не хватает зацепа.
При внушительном объеме в 2,8 литра двигатель Тойоты развивает всего 177 л.с., но этого вполне достаточно для уверенного движения по трассе. Сомнений в надежности меньше, чем в случае с китайским агрегатом
Педаль газа Прадо задемпфирована гораздо меньше, чем у Хавейла, разгон более линейный. Расход топлива в среднем составил около 13 литров на 100 км
Строение подвесок обоих внедорожников одинаково: впереди независимая двухрычажка, сзади — неразрезной мост. Младшие версии Prado, как и H9, обходятся простыми пружинами, но в топовой комплектации у Тойоты адаптивная подвеска AVS с задними пневмобаллонами и системой противодействия кренам KDSS. У нас на тесте побывал именно такой Prado.
KDSS действительно работает: крены при скоростном маневрировании невелики для внедорожника, клевка при резком торможении почти нет. Крены Хавейла поначалу просто пугают — даже обычный пружинный Prado меньше заваливается в поворотах. К тому же Haval H9 очень не любит резких движений. На парковке руль тугой, а на трассе к нему будто привязывают резиновый эспандер. На «баранке» — «пустота», а реакции происходят с задержкой. Prado делится с водителем информацией охотнее и рулится точнее.
После японского внедорожника кажется, что у «китайца» гораздо слабее тормоза — педаль нужно прожимать заметно сильнее. Зато энергоемкостью подвески Haval не уступает Тойоте: оба могут с хода проскочить любую «лежачку» или трамвайные пути, легко «шпарят» по разбитому грейдеру. На хороших дорогах плавность хода разная: Н9 умудряется собрать всю «мелочь», неприятно потряхивая там, где Prado ничего не «чувствует».
У Toyota Land Cruiser Prado углы въезда, съезда, рампы: 31, 25 и 22 градуса соответственно
У Haval H9 углы въезда, съезда, рампы: 28, 23 и 23 градуса соответственно
А что с офф-роудом? Производители обещают, что клиренс Хавейла 206 мм, а Прадо — 215 мм. Я полазил под машинами с рулеткой и убедился: на деле примерно так и есть, вплоть до разницы в 9-10 мм в пользу «японца». Интересно, что металлическую защиту моторного отсека и расположение буксирных скоб в Поднебесной скопировали почти один в один, не забыв даже про пластиковые «брызговички», которые мешают подлезть с шаклом к передним проушинам. Сзади, несмотря на усложненную за счет KDSS конструкцию, тойотовский мост выглядит гораздо аккуратнее. У Хавейла слишком низко расположен стабилизатор поперечной устойчивости.
В целом по внедорожным задаткам Haval H9 мало в чем уступает Тойоте, но дьявол кроется в деталях. В первую очередь по-разному работает электроника. Топовый Prado оснащен системой Multi Terrain Select, позволяющей менять программу управления противобуксовочной системой и тягой в зависимости от выбранного режима: «Грязь и песок», «Щебень», «Могул», «Камни и грязь», «Крупные камни». Эта система работает логично и действительно помогает неопытному водителю на бездорожье. У Haval H9 тоже есть внедорожные режимы: «Песок», «Грязь» и «Снег», но, во-первых, никакой разницы в сравнении с автоматическим режимом мне заметить не удалось, а во-вторых, на пониженной передаче они отключаются.
Отличный ход и энергоемкость подвески позволяют Prado переваривать любые неровности. Мотор снизу защищен неплохо, отрывать под днищем нечего. Заднюю пневмоподвеску и систему KDSS ставят на Prado начиная с версии «Престиж»
Ход подвески пружинного Haval H9 еще больше, чем у Прадо, но «креститься» мешает более развитый пластиковый обвес. Снизу Хавейл защищен так же, как Прадо, к тому же у него практически плоское днище. Небольшое опасение вызывает лишь низко расположенный задний стабилизатор
Водителю Тойоты на пересеченной местности помогает внедорожный круиз-контроль Crawl Control и круговой панорамный обзор с камер, имеющий любопытные режимы. Например, «прозрачный капот»: передняя камера записывает картинку на три метра перед машиной, выдавая ее на экран, когда автомобиль доезжает до отснятого заранее места… Обо всем этом потенциальному владельцу Хавейла остается лишь мечтать. Впрочем, в базе у Prado всего этого тоже нет, а стоит он при этом почти на полмиллиона дороже.
Кстати, жесткую блокировку заднего межколесного дифференциала и систему помощи при спуске и подъеме покупатели Haval H9 получают без доплаты, а в базовой комплектации Prado эти опции не числятся. Зато у автоматической коробки передач Тойоты есть полезная особенность — застряв в грязи, переключаться с «реверса» на «драйв» и обратно удается, не используя тормоз. То есть можно действовать враскачку!
Я специально засадил Prado так, что блокировка заднего моста уже не спасала, но за счет раскачки выехать удалось относительно быстро. В том же месте Haval H9 намертво сел и потребовал трос — его АКПП без нажатия на тормоз не переключается. По-правде говоря, будь у Хавейла покрышки чуть «злее», он бы и не застрял. И если исключить из условий соревнования вспомогательную электронику, то Haval H9 проигрывает Тойоте разве что из-за худшей геометрии свесов и клиренса. Не добавляет очков и муфта вместо постоянного полного привода с самоблоком, но со средним бездорожьем Хавейл гарантированно справится.
Внедорожный потенциал Toyota Land Cruiser Prado огромен, но большинство владельцев не съезжает с ухоженных трасс, так что проигрыш Haval H9 на бездорожье можно считать условным. Китайскую модель тоже, видимо, ждет «асфальтовая» судьба, поэтому проходимость Хавейла скорее всего окажется избыточной для его владельцев
Почему же тогда безнадежно буксуют продажи? В прошлом году китайцам удалось реализовать у нас всего 180 экземпляров Haval H9, а Toyota Land Cruiser Prado разошелся тиражом в 13 755 штук (11 162 из них были дизельными). Теперь у Хавейла тоже есть дизель, но это вряд ли исправит ситуацию.
Чтобы китайские внедорожники хорошо продавались, вероятно, нужно оставить попытки конкурировать в высокой ценовой категории с «грандами» внедорожного класса. Стоило бы вместо никому не известного, неблагозвучного Haval вернуть на рынок хорошо знакомый бренд Great Wall и прислушаться к желаниям российских покупателей. Чего они хотят? Простых и понятных, относительно недорогих внедорожников — японцы их к нам не возят. Сделайте машины доступнее за счет простых комплектаций с элементарным «электропакетом» и кондиционером, без лишних наворотов. Поставьте обычный полный привод типа Part Time или Full Time с межосевым дифференциалом, блокировкой центра и заднего моста и с «понижайкой». А главное, используйте нормальный, «большой» дизель (например, Cummins 2.8). У нас его давно уже знают и умеют ремонтировать. Привези китайцы такой Haval H9 по цене до двух миллионов, их бы завалили заказами, а там уже и на «полулюкс» замахиваться можно...
Цены и комплектации
Haval H9 в единственной комплектации Elite (семь мест) с 2,0-литровым турбодизелем стоит 2 489 900 рублей. По уровню оснащения ему примерно соответствует Prado 2.8 TD в комплектации «Элеганс» за 3 290 000 рублей. Приличная разница! Но если поступиться кожаным салоном, задней блокировкой, светодиодными фарами и еще кое-какими опциями (то есть взять базовую для дизеля комплектацию «Комфорт»), то цена Тойоты опустится до 2 975 000 рублей. То есть разница сократится до 485 100 рублей.
Протестированный нами Toyota Land Cruiser Prado в максимальной комплектации «Люкс Safety» — машина совсем другой ценовой категории: за него просят 4 008 000 рублей (доплата за семиместный салон — 71 000 руб.). Тут уже разница в цене с «китайцем» — 1 589 100 рублей. Но тойотовский «топ» оснащен гораздо богаче: есть система противодействия кренам, задняя пневмоподвеска, развитая внедорожная электроника — системы MTS и Crawl Control, пакет активной безопасности Toyota Safety Sense (адаптивный круиз-контроль, предупреждение о пересечении разметки и система автоторможения, контроль усталости водителя, автомат переключения света с дальнего на ближний, распознавание дорожных знаков).
Фотобонус
Видеобонус
Источник: DROM.ru
Если бы права получали в 14 лет вместе с паспортом, то за покупку Haval H9 можно было бы серьезно «огрести». Слышали что-нибудь о подростках-«кежуалах», или, как их еще называют, кежуальных хулиганах? Носящие только «фирму́» тинейджеры избивают сверстников в поддельной одежде. Я серьезно! Эти «кежуалы» стаями шляются по людным местам и проверяют шмотки. Надел «левак» — получи «в пятак»! К счастью, с возрастом интересы меняются даже у самых «отмороженных» тинейджеров. И хотя драки на дорогах возникают сплошь и рядом даже по более идиотским поводам, вряд ли покупателям Хавейлов грозит перспектива «ответить за тачку». Давайте разберемся с реальными возможными неприятностями.
У себя на родине Haval H9 дебютировал в 2014 году. Через год Н9 вышел на российский рынок, а прошлой весной обновился и обзавелся дизелем, правда, до нас рестайлинг доехал только к концу года. Тогда же в России появился и «помолодевший» Toyota Land Cruiser Prado актуального, четвертого поколения, которое выпускается с 2009 года
Марка Haval принадлежит хорошо известной российскому потребителю компании Great Wall, которую в нашей стране постигла сложная судьба. Материнский бренд покинул рынок с наступлением кризиса — не удалось договориться с местным импортером «Ирито». Но китайцы решили сделать второй подход к снаряду, импортируя автомобили без посредников. Новый бренд, новая модельная линейка, ну а главное — Haval метит в более крутую категорию, чем модели Great Wall. Внедорожник H9 — флагман марки Haval — соблазняет качественной сборкой, окраской, а главное, очевидным сходством с Toyota Land Cruiser Prado. И эти модели попадают в близкие ценовые категории. Haval H9 с 2,0-литровым турбодизелем (190 л.с.) в единственной, богатой комплектации Elite стоит 2 489 900 рублей. Цены на дизельный Toyota Land Cruiser Prado (2,8 л, 177 л.с.) — от 2 975 000 руб.
В подетальном копировании кузова китайцев не обвинишь, но по силуэту Haval H9 очевидно, какой моделью вдохновлялись дизайнеры и конструкторы. Prado угадывается безошибочно, хотя какой-то странный, будто машину одного из прошлых поколений обвесили тюнинговым пластиком. В некоторых ракурсах отличия «китайца» от «японца» надо искать с лупой.
Toyota Land Cruiser Prado (длина 4840 мм, колесная база 2790 мм) на 16 мм короче Haval H9 (длина 4856 мм, колесная база 2800 мм), но разница в базе — всего 10 мм, у «китайца» длиннее бамперы
Создавая салон, китайцы не ограничивали себя цитированием одного источника. Общая архитектура чем-то напоминает RAV4, селектор АКПП явно подсмотрели у Audi, шайбу переключения режимов трансмиссии вместе с окружающими ее пиктограммами позаимствовали у Land Rover. Однако к качеству сборки не придерешься, да и материалы недешевые.
Кресла Haval H9 обтянуты кожей наппа, пластик везде мягкий — интерьер богат, но дизайн не самый современный
Приборку будто врезали в более крупный щиток от другой модели — сверху между козырьками остались контрольные лампы, а дисплей с виртуальным спидометром «налепили» на остатки стрелочных приборов. Впрочем, графика насыщенная, а информацию считывать несложно. Селектор АКПП в стиле Audi неудобен. Кнопка «паркинг» — под ладонью. Чтобы нажать ее, приходится снимать руку с рычага, усилие на кнопке порядочное
Дверные карты очень мягкие, приятно положить руку, а вот кнопки стеклоподъемников грубоваты. В крыше большой люк, подсветка салона — диодная. Руль ухватистый, подогрев мощный, только ребристые «бобышки» управления меню и громкостью неудобны — скользят пальцы
Салон Toyota в чем-то консервативен, но разработчикам внутреннего пространства Land Cruiser Prado удалось создать более цельный и сдержанный образ. А вот у Хавейла — роскошь напоказ. Центральный тоннель покрыт бликующим «пластмассовым деревом», им же украшено торпедо, по бокам от экрана медиасистемы гордо сияют окантовкой под металл огромные сопла системы обдува. Некоторые детали вызывают недоумение: на вершине центральной консоли давно устаревший «внедорожный набор» — альтиметр, барометр, компас и креномер. Но блок управления климатом, в отличие от Prado, обделили собственным дисплеем. Кнопки подогрева сидений не включают подогрев, а вызывают на экран меню управления этой функцией, после чего нужно «жать» пиктограммы на тачскрине. При включении задней передачи появляется изображение с единственной камеры заднего вида (у конкурента — система кругового обзора) и зачем-то — значки парковочного ассистента, который на деле ничем не управляет. Проблемы с русификацией окончательно не решены. Очевидные «косяки» вроде «килом к пустоте» подправили, но запас смешных несуразиц в недрах меню не исчерпан. Нелепо выглядит псевдографика вроде обозначения угла поворота колес, они у машинки на экране всегда повернуты в одну сторону, положение руля отражается цифрами — в градусах. Нажимать кнопку «P» на рычаге трансмиссии неудобно, если уж решили «закосить» под Европу, могли бы сделать перевод в парковочный режим автоматическим — при открытии водительской двери.
Картинка с единственной камеры Haval H9 не из лучших, странные значки справа — совершенно бесполезный парковочный подсказчик. У задних пассажиров собственный климатический блок и подогрев сидений — с одной кнопкой на весь диван. Секрет гробовой тишины в салоне по-китайски: наглухо забить «шумкой» все полости, включая боксы для инструментов
Профиль китайского кресла подходит не каждой европейской спине, но посадка достаточно удобна, можно записать в память целых три положения. Настройки руля — механические. Чтобы на галерке уместился взрослый пассажир, средний ряд надо двигать вперед очень далеко, но в результате будет неудобно на обоих рядах. За третьим рядом в багажнике Haval H9 едва уместится дамская сумочка, подиум галерки увеличивает погрузочную высоту. Объем грузового отделения в семиместной конфигурации — 112 л. Если сложить третий ряд — 747 л, а если убрать и второй — то 1457 л
Таких досадных мелочей многовато, но отлови китайцы всех «блох», и кроме по-азиатски помпезного декора в салоне Haval H9 было бы практически не к чему придраться. Посадка за рулем удобна, водительское кресло имеет полный набор электроприводов и память, второй ряд как в Тойоте — просторный, с собственным «климатом». На третьем ряду, потеснив середину, худо-бедно, но все же может устроиться и вытерпеть пару десятков километров взрослый пассажир. Кстати, отказаться от третьего ряда нельзя, он по умолчанию входит в единственную для Haval H9 комплектацию Elite.
Дизайнеры Toyota Land Cruiser Prado наконец-то нашли свой стиль, торпедо впечатляет, но не давит монументальностью
Стрелочные приборы Прадо читаются легко, но шрифт на дисплее мелковат. Японский внедорожник информирует только о давлении в колесах, «китаец» же показывает еще и температуру. Управление «климатом» в рестайлинговых машинах перевели на кнопки, медиасистема хорошо звучит, но немного «подтормаживает» при изменении громкости. Деревянные вставки на руле скользкие. Управлять «мультимедийкой» с «баранки» удобнее, чем в Haval
Дверной подлокотник Тойоты узковат, кнопки памяти, в отличие от Haval, не в слепой зоне, запомнить можно два положения водительского кресла. Люк в крыше — привилегия топовой комплектации «Люкс Safety». Места для мелочей на центральном тоннеле мало, крутилки многоступенчатого обогрева и вентиляции передних сидений очень удобны. «Ручник» по-прежнему механический (у Haval управляется кнопкой)
В Toyota Land Cruiser Prado в топовой комплектации Luxe Safety бликующих поверхностей меньше, а опций — больше. Руль, позаимствованный у Land Cruiser 200, имеет электрорегулировки. Передние кресла не только с подогревом, но и с вентиляцией. Кроме того, есть четыре камеры кругового обзора и адаптивный круиз-контроль, а ветровое стекло обогревается по всей площади.
За рулем в Тойоте удобнее — профиль передних кресел лучше, хотя принципиальных различий в посадке с Хавейлом нет. Интересно, что у Н9 рукоятки на всех стойках крыши и потолочные дефлекторы расположены в тех же местах, что у Тойоты.
Нам достался Прадо с пятиместным салоном, но сравнивать простор на третьем ряду все равно смысла мало: и так ясно, что в семиместной модификации Тойоты на галерке будет так же тесно, как в Haval. В этом классе внедорожников чудес ждать не приходится.
У японского внедорожника, в отличие от Хавейла, середина спинки второго ряда опускается отдельно, освобождая пространство для длинномеров. В остальном багажные отделения похожи: в правой стенке — розетка на 220 вольт, пятые двери открываются в одну, «неправильную» для нас сторону, только наборы инструмента в дверных боксах отличаются (в Хавейл положили пассатижи).
В арсенале Prado — четыре камеры, есть вид сверху, можно менять точку обзора. Блок управления «климатом» второго ряда в Тойоте намного функциональнее китайского, а вот розеток маловато. Стекло багажной двери открывается отдельно, боксы для инструментов аккуратнее (без пристеганной степлером «шумки», которая есть у Haval)
Посадка водителя в Прадо удобнее, руль настраивается с помощью электроприводов. Во втором ряду просторно, спинки передних сидений сзади вогнуты, пространства для ног больше. Объем багажника пятиместного Прадо — от 621 до 1934 литров. У семиместной версии от 104 до 1833 литров — на 376 литров больше семиместного Haval H9
Жаль, что японский мотор в Поднебесной не скопировали так же старательно. 2,8-литровый дизель с одной турбиной (177 л.с.) разгоняет Prado до 100 км/ч за 12,7 секунды. Китайский 2,0-литровый дизель с двумя турбинами по паспорту выдает 190 л.с., однако данных по динамике и «максималке» производитель не приводит и, надо полагать, неспроста. Во всяком случае по ощущениям Haval H9 разгоняется не быстрее Тойоты, а педаль газа у него так сильно задемпфирована, что лучше не пытаться проскочить перед кем-нибудь на перекрестке.
8-ступенчатый «автомат» ZF на Haval тоже ведет себя странно: при переключениях между нижними ступенями иногда чувствуются заметные рывки. На разгоне передачи меняются задолго до того, как стрелка тахометра доберется до границы «красной зоны». Ни включение спортивного режима, ни переход на «ручное управление» почти не оказывают влияния на поведение коробки. Похоже, эти опции здесь только для галочки.
2,0-литровый дизельный мотор GW4D20T оснащен битурбонаддувом BorgWarner R2S. Одна из турбин работает на малых оборотах, вторая подключается на высоких, поэтому «турбояма» почти не чувствуется. Средний расход — около 13 литров на 100 км
У Haval H9 отличная шумоизоляция, мотора почти не слышно даже на разгоне, спокойно разговаривать удается на любой скорости
В автоматической трансмиссии Toyota Land Cruiser Prado на две ступени меньше, но это — не недостаток в сравнении с китайской коробкой. Поведение японского «автомата» стабильно, рывков при переключениях нет, разница между обычным и спортивными режимами очевидна: в «драйве» коробка в меру «задумчива», в «спорте» реагирует на газ быстрее, передачи меняются позже, обороты держатся выше.
У Prado постоянный полный привод с межосевым самоблокирующимся дифференциалом Torsen, он обеспечивает стабильное поведение на разгоне. В Haval H9 вместо классического межосевого дифференциала использована кроссоверная многодисковая муфта BorgWarner, подключающая переднюю ось при пробуксовке. Степень ее блокировки зависит от выбранного режима. При резком ускорении Н9 виляет задом, если покрышкам не хватает зацепа.
При внушительном объеме в 2,8 литра двигатель Тойоты развивает всего 177 л.с., но этого вполне достаточно для уверенного движения по трассе. Сомнений в надежности меньше, чем в случае с китайским агрегатом
Педаль газа Прадо задемпфирована гораздо меньше, чем у Хавейла, разгон более линейный. Расход топлива в среднем составил около 13 литров на 100 км
Строение подвесок обоих внедорожников одинаково: впереди независимая двухрычажка, сзади — неразрезной мост. Младшие версии Prado, как и H9, обходятся простыми пружинами, но в топовой комплектации у Тойоты адаптивная подвеска AVS с задними пневмобаллонами и системой противодействия кренам KDSS. У нас на тесте побывал именно такой Prado.
KDSS действительно работает: крены при скоростном маневрировании невелики для внедорожника, клевка при резком торможении почти нет. Крены Хавейла поначалу просто пугают — даже обычный пружинный Prado меньше заваливается в поворотах. К тому же Haval H9 очень не любит резких движений. На парковке руль тугой, а на трассе к нему будто привязывают резиновый эспандер. На «баранке» — «пустота», а реакции происходят с задержкой. Prado делится с водителем информацией охотнее и рулится точнее.
После японского внедорожника кажется, что у «китайца» гораздо слабее тормоза — педаль нужно прожимать заметно сильнее. Зато энергоемкостью подвески Haval не уступает Тойоте: оба могут с хода проскочить любую «лежачку» или трамвайные пути, легко «шпарят» по разбитому грейдеру. На хороших дорогах плавность хода разная: Н9 умудряется собрать всю «мелочь», неприятно потряхивая там, где Prado ничего не «чувствует».
У Toyota Land Cruiser Prado углы въезда, съезда, рампы: 31, 25 и 22 градуса соответственно
У Haval H9 углы въезда, съезда, рампы: 28, 23 и 23 градуса соответственно
А что с офф-роудом? Производители обещают, что клиренс Хавейла 206 мм, а Прадо — 215 мм. Я полазил под машинами с рулеткой и убедился: на деле примерно так и есть, вплоть до разницы в 9-10 мм в пользу «японца». Интересно, что металлическую защиту моторного отсека и расположение буксирных скоб в Поднебесной скопировали почти один в один, не забыв даже про пластиковые «брызговички», которые мешают подлезть с шаклом к передним проушинам. Сзади, несмотря на усложненную за счет KDSS конструкцию, тойотовский мост выглядит гораздо аккуратнее. У Хавейла слишком низко расположен стабилизатор поперечной устойчивости.
В целом по внедорожным задаткам Haval H9 мало в чем уступает Тойоте, но дьявол кроется в деталях. В первую очередь по-разному работает электроника. Топовый Prado оснащен системой Multi Terrain Select, позволяющей менять программу управления противобуксовочной системой и тягой в зависимости от выбранного режима: «Грязь и песок», «Щебень», «Могул», «Камни и грязь», «Крупные камни». Эта система работает логично и действительно помогает неопытному водителю на бездорожье. У Haval H9 тоже есть внедорожные режимы: «Песок», «Грязь» и «Снег», но, во-первых, никакой разницы в сравнении с автоматическим режимом мне заметить не удалось, а во-вторых, на пониженной передаче они отключаются.
Отличный ход и энергоемкость подвески позволяют Prado переваривать любые неровности. Мотор снизу защищен неплохо, отрывать под днищем нечего. Заднюю пневмоподвеску и систему KDSS ставят на Prado начиная с версии «Престиж»
Ход подвески пружинного Haval H9 еще больше, чем у Прадо, но «креститься» мешает более развитый пластиковый обвес. Снизу Хавейл защищен так же, как Прадо, к тому же у него практически плоское днище. Небольшое опасение вызывает лишь низко расположенный задний стабилизатор
Водителю Тойоты на пересеченной местности помогает внедорожный круиз-контроль Crawl Control и круговой панорамный обзор с камер, имеющий любопытные режимы. Например, «прозрачный капот»: передняя камера записывает картинку на три метра перед машиной, выдавая ее на экран, когда автомобиль доезжает до отснятого заранее места… Обо всем этом потенциальному владельцу Хавейла остается лишь мечтать. Впрочем, в базе у Prado всего этого тоже нет, а стоит он при этом почти на полмиллиона дороже.
Кстати, жесткую блокировку заднего межколесного дифференциала и систему помощи при спуске и подъеме покупатели Haval H9 получают без доплаты, а в базовой комплектации Prado эти опции не числятся. Зато у автоматической коробки передач Тойоты есть полезная особенность — застряв в грязи, переключаться с «реверса» на «драйв» и обратно удается, не используя тормоз. То есть можно действовать враскачку!
Я специально засадил Prado так, что блокировка заднего моста уже не спасала, но за счет раскачки выехать удалось относительно быстро. В том же месте Haval H9 намертво сел и потребовал трос — его АКПП без нажатия на тормоз не переключается. По-правде говоря, будь у Хавейла покрышки чуть «злее», он бы и не застрял. И если исключить из условий соревнования вспомогательную электронику, то Haval H9 проигрывает Тойоте разве что из-за худшей геометрии свесов и клиренса. Не добавляет очков и муфта вместо постоянного полного привода с самоблоком, но со средним бездорожьем Хавейл гарантированно справится.
Внедорожный потенциал Toyota Land Cruiser Prado огромен, но большинство владельцев не съезжает с ухоженных трасс, так что проигрыш Haval H9 на бездорожье можно считать условным. Китайскую модель тоже, видимо, ждет «асфальтовая» судьба, поэтому проходимость Хавейла скорее всего окажется избыточной для его владельцев
Почему же тогда безнадежно буксуют продажи? В прошлом году китайцам удалось реализовать у нас всего 180 экземпляров Haval H9, а Toyota Land Cruiser Prado разошелся тиражом в 13 755 штук (11 162 из них были дизельными). Теперь у Хавейла тоже есть дизель, но это вряд ли исправит ситуацию.
Чтобы китайские внедорожники хорошо продавались, вероятно, нужно оставить попытки конкурировать в высокой ценовой категории с «грандами» внедорожного класса. Стоило бы вместо никому не известного, неблагозвучного Haval вернуть на рынок хорошо знакомый бренд Great Wall и прислушаться к желаниям российских покупателей. Чего они хотят? Простых и понятных, относительно недорогих внедорожников — японцы их к нам не возят. Сделайте машины доступнее за счет простых комплектаций с элементарным «электропакетом» и кондиционером, без лишних наворотов. Поставьте обычный полный привод типа Part Time или Full Time с межосевым дифференциалом, блокировкой центра и заднего моста и с «понижайкой». А главное, используйте нормальный, «большой» дизель (например, Cummins 2.8). У нас его давно уже знают и умеют ремонтировать. Привези китайцы такой Haval H9 по цене до двух миллионов, их бы завалили заказами, а там уже и на «полулюкс» замахиваться можно...
Цены и комплектации
Haval H9 в единственной комплектации Elite (семь мест) с 2,0-литровым турбодизелем стоит 2 489 900 рублей. По уровню оснащения ему примерно соответствует Prado 2.8 TD в комплектации «Элеганс» за 3 290 000 рублей. Приличная разница! Но если поступиться кожаным салоном, задней блокировкой, светодиодными фарами и еще кое-какими опциями (то есть взять базовую для дизеля комплектацию «Комфорт»), то цена Тойоты опустится до 2 975 000 рублей. То есть разница сократится до 485 100 рублей.
Протестированный нами Toyota Land Cruiser Prado в максимальной комплектации «Люкс Safety» — машина совсем другой ценовой категории: за него просят 4 008 000 рублей (доплата за семиместный салон — 71 000 руб.). Тут уже разница в цене с «китайцем» — 1 589 100 рублей. Но тойотовский «топ» оснащен гораздо богаче: есть система противодействия кренам, задняя пневмоподвеска, развитая внедорожная электроника — системы MTS и Crawl Control, пакет активной безопасности Toyota Safety Sense (адаптивный круиз-контроль, предупреждение о пересечении разметки и система автоторможения, контроль усталости водителя, автомат переключения света с дальнего на ближний, распознавание дорожных знаков).
Фотобонус
Видеобонус
Источник: DROM.ru